23.01.2024
Заочный тур завершён. В туре приняли участие более 9 тысяч школьников. Ответы на задания проверены. В ближайшее время предварительные баллы будут загружены в Личные кабинеты участников, после чего откроется апелляция по Заочному туру. Апелляция будет проводиться только по техническому подсчёту баллов.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ
При проверке своих баллов обратите внимание, что в этом году засчитываются частично правильные ответы в заданиях с множественным ответом и в заданиях на сопоставление. При этом в заданиях с множественным ответом за неверные ответы существует "штраф", как правило, равный баллу за верный ответ или чуть меньше.
КОММЕНТАРИИ ПО ЗАДАНИЯМ, ВЫЗВАВШИМ НАИБОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ У УЧАСТНИКОВ
Чтобы уменьшить число возможных вопросов, прокомментируем ответы на задания, по которым у участников было наибольшее количество ошибочных ответов.
5 класс. Задание 16. В обоих вариантах задания первая половина утверждения про зимнее солнцестояние содержит верную информацию, а во второй половине неверно указан месяц этого события: июль вместо июня. Соответственно ответ - утверждение не верно.
5 класс. Задание 17. В одном из вариантов в утверждении, что «тополиный пух — это природный материал, создаваемый женскими экземплярами тополя в период цветения дерева», неверным является "период цветения", т.к. тополиный пух образуется в период плодоношения.
7 класс. Задание 27. В варианте, где требовалось указать общую черту для совы и летучей мыши, верный ответ: значительная часть крыла этих животных образована удлинёнными элементами кисти. У совы - это пряжка (удлинённый рычаг, образованный костями запястья и пясти), у летучей мыши - удлинённые фаланги пальцев. Конечно, у обоих животных хороший слух, но по отражённому звуку, т.е. с использованием эхолокации, в пространстве ориентируются только летучие мыши.
7 класс. Задание 38. В одном из вариантов третий голос принадлежит косули. Он похож на лай собаки, овчарки. Однако по звучанию отличается от него большей растянутостью и рычащим оттенком ("ааав" вместо "гав-гав"). Особенно чётко это отличие слышится в самом начале записи представленного голоса.
8 класс. Задание 5. В одном варианте на рисунке представлены межрёберные мышцы. Объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при грудном дыхании (обеспечиваемом межрёберными мышцами) меньше, чем при брюшном (с помощью диафрагмы). Такое дыхание является поверхностным и неглубоким. У спортсменов-легкоатлетов дыхание должно быть более эффективным и обеспечивать интенсивное поступление воздуха, насыщенного кислородом, в легкие. Поэтому при вдохе они максимально используют именно диафрагму, а не межрёберные мышцы. Во втором варианте этого задания на рисунке представлена диафрагма. При вдохе диафрагма сокращается, и её купол становится плоским, смещаясь в сторону брюшной полости. В результате этого объём грудной полости увеличивается, а объём брюшной полости уменьшается. Во время беременности диафрагмальное дыхание крайне затруднительно в связи с развитием плода. Поэтому ведущую роль в процессе вдоха в этот период играют межреберные мышцы, а не диафрагма.
8 класс. Задание 11. Основой плода является гинецей, который может формироваться из одного или из нескольких плодолистиков. Если в процессе развития такие гинецеи срастаются между собой, то возникает соплодие. В варианте 1 этого задания соплодие представлено у шелковицы на фотографии А. В варианте 2 - у ананаса (фото Б), инжира (В) и шелковицы (Г). Внешне плоды и соплодия могут быть похожи (сравните шелковицу и ежевику: в варианте 1 - это фото А и Б, в варианте 2 - фото Г и А соответственно), но морфологическая природа у этих образований совершенно разная.
8 класс. Задание 27. (Фотографии и буквенные обозначения в двух вариантах задания одинаковые.) Среди покрытосеменных двудомными называют растения, пестичные и тычиночные цветки которых формируются на разных растениях, то есть в природе можно увидеть пестичные (женские) и отдельно живущее тычиночные (мужские) особи. В варианте 1 этого задания на приведенных фотографиях это крапива (фото В), облепиха (Д), папайя (М) и осина (И). Если речь идёт о голосеменных, то говорить о цветках, как известно, не приходится, но женские и мужские шишки также могут развиваться либо на одном растении, либо на разных. Такие голосеменные растения, как гинкго (фото А) и саговник (З) являются двудомными.
Среди покрытосеменных однодомными называют растения, пестичные и тычиночные цветки которых формируются на одном растении. В варианте 2 этого задания на приведенных фотографиях это ольха (фото Г), лещина (Е), кукуруза (Ж), дуб (К) и арбуз (Л). Сосна обыкновенная (фото Б) как представитель хвойных, развивает и женские, и мужские шишки на одном дереве, следовательно, также является однодомным растением.
8 класс. Задание 28. (Фотографии и буквенные обозначения в двух вариантах задания одинаковые.) Насекомоядность у растений возникает на почве нехватки каких-либо жизненно необходимых макро- или микроэлементов, которые растения не могут добыть из окружающей среды другими способами – приходится охотится на животных и получать необходимые вещества из их организмов. Как правило, ловля и переваривание – это функции листа, цветки не задействованы в этом процессе. Функция цветка состоит в том, чтобы обеспечить другие жизненно важные для растения процессы – опыление и оплодотворение. И хотя внешне многие цветки формируют что-то похожее на ловчие приспособления (например, губа у орхидеи-башмачка - фото К), эти приспособления могут лишь на некоторое время задерживать насекомых в цветке и в огромном большинстве случаев не причиняют им никакого вреда. Соответственно в варианте 1 этого задания задача сводится к выборке фотографий, на которых представлены листья (возможно видоизмененные) – это образующие ловчие пузырьки подводные листья пузырчатки (фото В) и альдрованды (И), листья жирянки (Е), выделяющие пищеварительный секрет прямо на поверхность, а также преобразованные в ловчие кувшины листья дарлингтонии (Д) и цефалотуса (З). В варианте 2 этого задания задача сводится к выборке фотографий, на которых представлены цветки различных орхидных (фото А, Б, Г, Ж, К), не охотящиеся на насекомых.
Обращаем внимание родителей и учителей, что одной из основных проблем у школьников, судя по их ответам на вопросы нашей и других олимпиад, является отсутствие способности концентрироваться на всей информации, представленной в задании. Большинство ребят читают только первое предложение абзаца в задании и на этом строят свой ответ. Содержательная же часть задания нередко кроется во второй половине абзаца, на которую у школьников внимания уже не хватает. Призываем родителей и учителей тренировать концентрацию внимания у ребят. Ум складывается из эрудиции и внимания.